29 12 2010

Как правильно организовать хранение товара?

Затраты на хранение товара, по разным оценкам, могут составлять от 30 до 50% логистических расходов. Возможность экономии кроется в эффективном использовании площадей и грамотном взаимодействии склада с транспортным отделом.

Приемка

Товар привозит на склад либо самостоятельно поставщик, либо транспортная компания, которой он доверил доставку. Чтобы процесс приемки прошел гладко, эту процедуру нужно четко организовать. Первое, что требует приемщик от водителя или экспедитора – сопроводительные документы на груз (ТТН и счет-фактуру). Импортный товар и продукция, подлежащая обязательной сертификации, должны иметь соответственно таможенную декларацию и сертификат.

Если с документами все в порядке, осматриваем груз в кузове автомобиля или контейнере – проверяем, не произошло ли во время пути смещений и повреждений груза. Это может случиться, если груз был неотцентрирован или плохо закреплен. При обнаружении таких проблем нужно сразу же составить акт с указанием характера повреждений. Этот документ может понадобиться для выставления претензий перевозчику.

Высокие стеллажи лучше использовать при высокой арендной плате или большом количестве хранимого товара

Брак

Несоответствие товара стандарту (брак) нередко выявляется и во время дальнейшей разгрузки машины. Отбраковывать принимаемый груз следует при входе на склад, чтобы

а) вместо поставщика не нести ответственность за принятый на хранение некондиционный, некомплектный, со вскрытой упаковкой товар;
б) исключить поступление рекламаций от клиентов из-за смешение годного товара с бракованным.

Кроме того, хранение брака – дорогое удовольствие, потому что товар лежит «мертвым грузом», не перемещаясь по зонам склада. Следовательно, нужно уже на этапе приемки приложить максимум усилий, чтобы не допустить на территорию склада бракованной продукции и сразу вернуть ее поставщику. Акт отклонений по качеству и количеству составляется в двух экземплярах (для работника склада и представителя поставщика). При выявлении внутритарных недовложений и недостач также составляется акт для выяснения этого вопроса с поставщиком.

Хранение

Технологии хранения зависит от специфики вашей работы (опт, розница), интенсивности отгрузок, но в большей степени от количества средств, которые компания может потратить на оснащение склада. Сегодня в России можно как посетить современный дистрибуционный центр с полнофункциональной системой управления, так и встретить склад в приспособленном помещении, где заказы комплектуются по рукописному листу. В последнем случае основная нагрузка по созданию порядка на местах хранения и обеспечению сохранности товара лежит на складском персонале, и очень сильна зависимость от человеческого фактора. Лучше всего с ролью начальника такого склада справляются бывшие военные – именно четкий, для всех раз и навсегда заведенный порядок помогает логично и системно размещать и хранить товар без «потерь».

Кросс-докинг

Оприходованный товар может быть предназначен для разных сроков хранения (очевидно, что чем короче срок хранения, тем меньшие расходы на эту операцию несет компания). Практически на каждом складе существует продукция, имеющая постоянно высокий спрос у клиентов, то есть такая, которую сразу после поступления на склад требуется отгружать в очередном заказе. Чтобы не терять времени на размещения этого товара на местах хранения и комплектацию, можно выделить место для зоны кросс-докинга. Имеется в виду прямое движение товара через склад, без размещения его на места хранения – то есть практически перегрузка с одной машины на другую. Так, одна компания, занимающаяся дистрибуцией рабочей одежды, ежедневно получает и отгружает большие партии матерчатых перчаток. Этот товар не имеет смысла раскладывать для длительного хранения, и контейнеры с перчатками поместили в зоне кросс-докинга, расположенной в удобном для всех сотрудников склада месте – между зонами приемки и отгрузки.

Для товаров, не подверженых атмосферному влиянию, можно использовать площади под открытым воздухом

Оптимизация хранения

Среди других способов оптимизации процесса хранения следует назвать использование нестандартных конструкций для непалетируемого товара. Для хранения труб в бобинах или рамках, тяжелого отопительного оборудования или кондиционеров не подходят стандартные имеющиеся в продаже стеллажи. Чтобы не быть привязанным к неэффективному напольному хранению, можно разработать самостоятельно или  помощью инженеров, например, консольные стеллажи с нужными характеристиками, исходя из специфики хранимого на вашем складе товара, или установить мезонинные конструкции,  с тем чтобы внизу хранить тяжелое оборудование, а верхние ярусы занять более легким товаром.

В процессе хранения товар неизбежно повреждается (например, при хранении в штабелях страдают нижние ярусы). В компании обычно устанавливают допустимый процент таких потерь.  Считается, что технология хранения должна позволять удерживать его на уровне 0,1– 0,2% за период.

Подбор заказов

Скорость и безошибочность комплектации заказов для клиента в немалой степени связаны с расположением товара в зоне подбора (хотя заинтересованность кладовщика в результате также очень важна, поэтому мотивационная система для персонала должна существовать и реально работать). Чтобы комплектовщику пешком с тележкой или на электропогрузчике не приходилось несколько раз возвращаться к одним и тем же стеллажам за разным товаром или постоянно перекладывать продукцию в комплектуемом заказе так, чтобы тяжелый груз был внизу, а легкий наверху, нужно тщательно обдумать логику размещения продукции в зоне подбора.

Последовательность расположения товара должна диктоваться его весо-габаритными характеристиками. То есть в начале своего пути по зоне подбора комплектовщик должен складывать тяжелый товар, затем средний, в конце – легкий. Негабаритная продукция (трубы, радиаторы), для которой применяется напольное хранение или консольные стеллажи, набирается отдельно. При планировке зон нужно учесть, что для набора длинномеров (труб) понадобится дополнительное пространство, чтобы достать нужное количество труб, ничего не повредив.

Отгрузка

Чаще всего проблемы с отгрузкой возникают из-за несогласованности действий складского и транспортного отделов. Машина под погрузку уже пришла, а заказ еще не успели скомплектовать. Либо заказ стоит в зоне отгрузки вторые сутки, а водитель еще в Самаре.

Подобные внутренние проблемы компании в нынешнее время могут нанести ей непоправимый вред в глазах клиентов, поэтому менеджменту нужно приложить максимальные усилия для упорядочивания взаимодействия этих двух подразделений. Важно, чтобы персонал каждого отдела не старался «тянуть одеяло на себя», а понимал, что от слаженности их действий зависит мнение клиентов об их компании со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, стремиться нужно к следующему: к приходу машины заказ должен находиться в зоне отгрузки, а вся сопроводительная документация готова в распечатанном виде. Транспортное средство должно приехать на склад точно в срок.

Взаимосвязь «склад-транспорт»

На бумаге все это выглядит довольно просто, однако на деле организовать работу без срывов и авралов, как известно, нелегко.

Со стороны склада можно предпринять следующее:
а) разделить по времени процессы приемки и отгрузки: например, в первой половине дня обслуживать клиентов, во второй – поставщиков;
б) заранее комплектовать заказы клиентам, чтобы иметь запас по времени для замены недостающего или отсутствующего товара, не беспокоясь, что пришедший автомобиль простаивает.

Одновременно с мерами по организации четкой работы на складе обращаем внимание на повышение профессионализма менеджеров транспортного отдела. Поставка может задержаться или сорваться по такой банальной причине, как несоответствие выбранного транспортного средства параметрам груза, предназначенного к перевозке в нем. Поэтому транспортник, заказывая машину под конкретную доставку, должен оперировать как минимум тремя параметрами:

а) объем заказа;
б) вес заказа;
в) максимальная длина перевозимого товара.

Последний фактор критичен при работе с длинномерным грузом. Особенно важно учитывать все перечисленные параметры, если отправляемый вами заказ едет в составе сборного груза – менеджер еще на этапе виртуальной загрузки кузова или контейнера должен знать, каковы габариты грузового места и какую нагрузку оно окажет на ось автомобиля.

Ольга Лебедева